16.01.2018 21:23

Экспертизы

Авторы:

Славин Борис
Аншина Марина
Шойдин Юрий

Экспертиза Программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

В 2017 году Правительством РФ была принята Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Эксперты Союза ИТ-директоров по решению Правления СоДИТ провели экспертизу этого документа.


В 2017 году Правительством РФ была принята Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Эксперты Союза ИТ-директоров по решению Правления СоДИТ провели экспертизу этого документа. 

В экспертном заключении среди прочих отмечены следующие общие замечания:

В программе отсутствует словарь или глоссарий, что затрудняет понимание терминов, а отсылка к документам стратегического планирования, законодательным актам и иным нормативным правовым актам носит общий характер. Эксперты вынуждены отметить, что после высокоуровневого описания целей практически сразу следуют конкретные мероприятия и показатели, но связь между ними не прослеживается или прослеживается с трудом. При этом еще Э. Деминг предостерегал от чрезмерного увлечения численными показателями, которые в отрыве от конкретной ситуации и вне системы приносят скорее вред, чем пользу. Не приведено также описание взаимосвязей мероприятий и показателей, поэтому создаётся впечатление, что они не связаны друг с другом.

В документе приведены цели программы и большое количество мероприятий и конкретных показателей, которые должны быть достигнуты в четко определенные временные периоды. Отрадно отметить, что на странице 3 приведена структура архитектуры цифровой экономики (ЦЭ), состоящая из 3 слоёв: рынки и отрасли экономики, платформы и технологии и среда, которая создает условия для развития платформ и технологий. Однако в дальнейшем в документе не уделяется достаточного внимания системному архитектурному подходу.

Более того, авторы документа сознательно отказались от учета влияния верхнего слоя архитектуры ЦЭ, заявив: «В связи с тем, что эффективное развитие рынков и отраслей (сфер деятельности) в цифровой экономике возможно только при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, настоящая Программа сфокусирована на 2 нижних уровнях цифровой экономики…». Это грубая методологическая ошибка. Можно провести аналогию с автоматизацией предприятия. Исходя из логики авторов Программы, поскольку эффективное развитие предприятия возможно только при наличие развитых информационных технологий (ИТ), стратегия развития ИТ должна фокусироваться на технологиях, а не на целях бизнеса. Это противоречит всему опыту цифровизации бизнеса.

Оценивая системность настоящего документа, можно утверждать, что все системное в Программе сосредоточено в нескольких абзацах. Это описание трех уровней управления, перечень сквозных технологий и описание пяти базовых направлений. Чтобы добиться системности всего документа необходимо данную логику взять за основу и связать с ней цели и задачи Программы.

Эксперты отмечают, что в документе присутствуют разные комплексные понятия, такие как Цель Программы, Цель направления, Цель задачи, и прочие. Необходимо привести в логическое соответствие структуру таких понятий с общими правилами декомпозиции: Цель -> Задача -> Мероприятие -> Показатель или параметр.

В общей парадигме декомпозиции цели на отдельные задачи считается, что выполнение выделенных задач должно однозначно гарантировать достижение самой цели. Отсутствие прослеживаемости (трассируемости) структуры декомпозиции от основной цели Программы, через цели направлений, на задачи, мероприятия и показатели не дает уверенности в возможности достижении целей Программы.

В документе декларируется то, что Программа учитывает и комплексно дополняет цели НТИ, но абсолютно не раскрыто как это делается. Так же можно сказать, что декларативно объявлены уровни управления, но не определено как они будут реализованы. Считаем целесообразным раскрытие в Программе указанных механизмов реализации.

Продолжая выше сказанное,  можно отметить, что одним из заявленных результатов Программы является создание не менее 10 национальных компаний лидеров. При этом абсолютно непонятно за счет и в результате чего будут созданы эти компании. Также, не указано каким образом осуществляется связь (если она есть) с уже имеющимися программами национальных чемпионов НТИ, ТЕХУСПЕХ и прочими.

Технологический аспект также представлен весьма поверхностно, а перечень технологий дан слишком обще. Например, «большие данные», это не технология, а целое направление, как и искусственный интеллект. Причем большие данные ряд международных экспертов, в частности, Гартнер, уже не относят к новым технологиям, и на смену им пришла предиктивная аналитика, А «новые производственные технологии» является слишком абстрактным описанием. Необходимо отметить, что в документе «предусматривается изменение перечня таких технологий по мере появление и развития новых технологий», однако не определены методы и способы такого изменения.

Документ не имеет сведенного содержания (оглавления), что существенно затрудняет определение его структуры и подчиненности разделов. При этом сам документ имеет сложную и не вполне очевидную логическую структуру.

Эксперты считают целесообразным отметить, что в документе присутствуют задачи и мероприятия, связанные с внедрением Программ прошлых периодов (электронные услуги, электронное взаимодействие и другие) при этом смысл дублирования этих мероприятий не ясен. Было бы уместно при проектировании мероприятий Программы опираться на полученные результаты прошлых программ.


0


Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...