14.01.2022 18:14

Новости

Администратор

Автор:

Администратор

Корпоративная архитектура в эпоху agile: меньше контроля, больше коучинга

Кто сказал, что корпоративная архитектура слишком жесткая для трансформации? Современные гибкие корпоративные архитекторы начинают с малого, быстро создают ценность и сотрудничают с командами разработчиков.


Автор: Роберт Шайер, автор CIO

 

Когда Адриан Джонс в 2018 году стал единственным корпоративным архитектором быстрорастущего диагностического гиганта SYNLAB, он знал, что традиционный бюрократический подход к корпоративной архитектуре (EA, enterprise architecture), который он видел в прошлом, не сработает.

 

Джонсу, руководителю группы SYNLAB по корпоративной архитектуре, необходимо было быстро собрать и проанализировать достаточно информации для развертывания новых систем на сотнях сайтов и более чем 20 000 сотрудников в 40 странах, а также оцифровать такие услуги, как лабораторные тесты, чтобы значительно упростить доступ к ним для своих клиентов.

 

В течение 15 месяцев, что по мнению Джонса, в два раза быстрее, чем потребовалось бы для традиционного процесса EA, результаты работы SYNLAB в области EA помогают компании стоимостью 2,6 миллиарда евро лучше управлять своими приложениями и техническими рисками, а также оценивать свой технический долг (стоимость незавершенных работ, необходимых для поддержания своих приложений и ИТ-инфраструктуры). Идеи корпоративной архитектуры также помогли SYNLAB внедрить новые сервисы, такие как программа тестирования на COVID, чтобы помочь европейской футбольной лиге безопасно вернуться к игре, говорит Джонс. 

 

Это корпоративная архитектура в эпоху agile. Вместо того, чтобы тратить месяцы или годы на моделирование и каталогизацию бизнес-технологий и бизнес-процессов в часто тщетных попыткахобеспечить соблюдение стандартов продукта, практики гибкой корпоративной архитектуры и поставщики стремятся более тесно сотрудничать с командами, разрабатывающими «продукты», такие как приложения для сотрудников или клиентов. Они стараются быстро создавать ценность, тесно сотрудничать с продуктовыми командами и разрабатывать архитектурные принципы, а не негибкий список платформ, которые разрешено использовать разработчикам продуктов.

 

Это не ваша устаревшая корпоративная архитектура

 

Корпоративная архитектура была разработана, чтобы идентифицировать, понимать и максимально повышать экономическую эффективность ИТ-инфраструктур, созданных компаниями на пути от мэйнфреймов к распределенным вычислениям. Для этого требуются центральные хранилища информации об их ИТ-инфраструктуре, приложениях и бизнес-процессах, которые они поддерживают. Но слишком часто, по мнению критиков, EA фокусируется на сокращении затрат и контроле над инновациями, описывая технологии, а не бизнес-процессы, которые их используют. И в эпоху, когда бизнес должен меняться все быстрее, такие темпы слишком часто становятся препятствием для преобразований.

 

Опрос Forrester Research показал, что 55% клиентов все еще практикуют старые формы корпоративной архитектуры, которые включают «отношение к корпоративной архитектуре как к прославленному управлению активами с акцентом на контроль затрат, а не на максимальное использование ИТ-возможностей на благо сотрудников, клиентов и деловых партнеров».

 

По словам Маркуса Блоша, вице-президента Gartner, традиционная EA «очень сильно фокусировалась на технической архитектуре, пытаясь контролировать все в режиме командного управления. Традиционная корпоративная архитектура попала в беду, и многие пользователи все еще думают таким же образом».

 

Быстро создавайте ценность

 

Один из принципов гибкой корпоративной архитектуры заключается в том, чтобы не кипятить океан, собирая каждую крупицу информации об организации, прежде чем предоставлять идеи или рекомендации, говорит Гордон Барнетт, главный аналитик Forrester. Чтобы ускорить процесс, специалисты по гибкой EA ссылаются на «минимально жизнеспособную архитектуру» или «архитектуру, достаточную для решения неотложной бизнес-проблемы», внося частые изменения в процесс по мере необходимости. Но главное – правильно выбрать элементы для включения, чтобы гарантировать, что такая минимальная архитектура не ограничит будущую полезность, предупреждает Барнетт.

 

Для организаций, которые в значительной степени зависят от приложений SaaS и облака, «минимально жизнеспособная архитектура помогает объединить эту распределенную экосистему» с технологическими стандартами и более совместными моделями управления, даже если она не обеспечивает центральное хранилище распределенных активов, которые сейчас поддерживают бизнес, добавляет Блош из Gartner.

 

В SYNLAB Джонс начал с того, что сосредоточился на «ключевых элементах информации, необходимой для понимания бизнеса с точки зрения портфеля приложений», и сузил свой поиск максимум до «20 элементов информации о приложении». Затем он использовал возможности опроса в инструменте корпоративной архитектуры Ardoq для сбора дополнительных данных, таких как стоимость и риски систем, на которые полагаются их предприятия, «чтобы вовлечь пользователей и дать им что-то немедленно».

 

Он также использовал опросы, чтобы пользователи могли предоставлять информацию о своих технических и технологических портфелях, и использовал Ardoq для ввода этих данных в хранилище даже во время опроса пользователей. Это быстро дало пользователям «очень четкое представление об их существующей архитектуре, которую они могли бы использовать для моделирования будущего желаемого состояния», - говорит он.

 

Одним из примеров было изучение процесса сбора образцов крови в одной стране. «Я смог показать им: «Вот что мы знаем о вашей системе», - говорит Джонс. «Они были совершенно поражены этим. Это был первый раз, когда у них был обзор всего процесса».

 

Не принуждать

 

С тех пор, как два с половиной года назад начались усилия по гибкой трансформации, корпоративная архитектура в консалтинговой фирме McKinsey&Co. стала не столько «исполнителем стандартов и хранителем метрик и диаграмм», сколько «помощником» и партнером, работающим с гибкими командами и среди них, ориентируясь на бизнес-результаты, говорит Майкл Сиуфас, директор по корпоративной архитектуре компании.

 

«Мы не обязательно хотим сказать: «Команды должны делать то или это» в предписывающем тоне. Мы предоставляем им инструменты, такие как передовой опыт и рекомендации, а также помогаем им максимально использовать эти инструменты», - говорит он.

 

Барнетт из Forrester говорит, что принципы, поощряемые группой корпоративной архитектуры, могут отражать, например, то, работает ли организация на очень чувствительном к ценам рынке», что означает, что «Мы будем ставить стоимость в центр всех наших архитектурных решений». Для другого бизнеса, по его словам, движущим принципом может быть качество.

 

Такие принципы также позволяют продуктовым группам или бизнес-подразделениям выбирать инструменты, которые наилучшим образом отвечают их потребностям. Например, говорит Барнетт, «для хранилища данных бизнес-аналитики большого объема, возможно, вам следует использовать Oracle, а для небольшого офиса – базу данных Excel. У вас могут быть гибридные облака с критериями, когда люди должны использовать каждое из них».

 

Однако такие усилия могут потерпеть неудачу, если «корпоративная архитектура не хочет расширять возможности групп доставки, а группы доставки не хотят руководствоваться EA», - говорит Барнетт, добавляя, что лишь немногие организации имеют эффективные процессы переподготовки персонала корпоративной архитектуры, поскольку автоматизация традиционных процессов EA освобождает их для большего количества консультативных ролей.  

 

Еще одной особенностью гибкой корпоративной архитектуры являются «цифровые лаборатории», которые в глобальной горнодобывающей компании Vale служат источниками экспериментов в таких областях, как робототехника и интернет вещей, говорит Марсело Менард, менеджер по глобальной корпоративной архитектуре Vale. Эти лаборатории, наряду с развитием всемирной сети ИТ-поставщиков для специализированных нужд, являются частью нового подхода EA, который помог группе корпоративных архитекторов Vale превратиться из «своего рода полиции» в «одну из главных команд, стимулирующих инновации», - говорит он.

 

Мощность для групп продуктов   

 

Группа корпоративной архитектуры McKinsey отказалась от традиционных советов по анализу архитектуры предприятия в пользу децентрализованной модели, которая рассматривает эпики (коллекции пользовательских историй), над которыми работают команды agile, сосредоточив внимание на том, «где помощь больше всего нужна и где в командах архитектурных продуктов много совпадений или синергии», говорит Сиуфас.

 

Поддержание в актуальном состоянии инвентаризации ИТ-активов организации может быть серьезной проблемой, особенно с облачными составными приложениями, созданными на основе контейнеров и API, которые используются только при необходимости. Блош говорит, что бизнес-подразделениям можнопоручить выполнять эти обновления, и они могут свободно решать, какие компоненты обновлять, исходя из потребностей этого подразделения.

 

Гибкая корпоративная архитектура в работе

 

Сиуфас говорит, что децентрализованная структура корпоративной архитектуры McKinsey и использование различных инструментов и фреймворков «помогают получить гораздо больше информации о различных сферах бизнеса, в которых мы работаем».

 

Когда команды обнаруживают такие проблемы, как слабая безопасность API, проводят консолидацию системы или управляют техническим долгом, они решают эти задачи с помощью «архитектурны swarm» от экспертов, которые собираются так же, как и гибкая команда, для решения этой задачи. «Мы рассматриваем это как мини-спринт – краткое изложение проблемы: в чем проблема, каких людей нам нужно привлечь, каких результатов мы пытаемся достичь и как мы измеряем успех?» - говорит Сиуфас.

 

В практике корпоративной архитектуры компания Vale использовала управление корпоративной архитектурой LeanIX, чтобы помочь ИТ-отделу быстро реагировать на внезапные изменения, вызванные COVID, такие как обеспечение удаленных проверок оборудования и переход на удаленную работу. Корпоративная архитектура помогла Vale определить «возможности и процессы, которые необходимо улучшить», а также процессы, которые необходимо автоматизировать, говорит Менард. Замена ранее изолированных хранилищ архитектурной информации, поддерживаемых отдельными направлениями бизнеса, «единым источником истины» для ИТ-активов и приложений помогает Vale избежать дублирования и расставить приоритеты в ИТ-проектах, говорит он.

 

Корпоративная архитектура не уйдёт, потому что не может, какими бы ни были ее прошлые недостатки. Какой бы гибкой ни была организация, у нее есть корпоративная архитектура в виде оборудования, программного обеспечения и рабочих процессов, которые управляют бизнесом.  Применяя принципы гибкойEA, специалисты могут отслеживать, описывать и рекомендовать изменения в этой архитектуре достаточно быстро и четко, чтобы адаптировать ее к постоянно меняющимся потребностям бизнеса.

 

Ссылка на источник


0


Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...