06.06.2024 09:23

Новости

Администратор

Автор:

Администратор

Упадок пользовательского интерфейса

Программное обеспечение никогда не выглядело лучше, но дизайн пользовательского интерфейса и удобство работы с ним резко изменились в худшую сторону. Когда у нас впервые появился персональный компьютер, мы не особо беспокоились о том, как все работает. Честно говоря, мы были ошеломлены, что у нас вообще есть такая штука. Чтобы ввести текст в командной строке DOS, нужно было выучить какой-нибудь непонятный жаргон. Нам и в голову не приходило, что пользоваться компьютером может быть сложно или неудобоваримо. Но постепенно все усложнялось, и когда появился оригинальный Macintosh с мощным графическим интерфейсом пользователя, мы начали понимать, что процесс взаимодействия с компьютером может иметь для нас значение.


Разработчикам программного обеспечения пришлось задуматься не только о том, как программа будет выполнять свою работу, но и о том, как пользователь будет взаимодействовать с программой для ее выполнения. Стало ясно, что хороший пользовательский интерфейс - это то, что позволит продавать больше программного обеспечения. Если бы взаимодействие с приложением было простым и интуитивно понятным, пользователи могли бы выполнять больше задач и им бы понравилось это приложение.

 

Стандартизация была первым шагом. Одной из целей Macintosh, а затем и Windows, было сделать многие компьютерные взаимодействия, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися, “нормальными”. Меню "Файл" с такими опциями, как "Создать", "Открыть", "Сохранить" и "Выход", стало обычным явлением. В диалоговых окнах были кнопки "Ок" и "Отмена", и все эти действия выполнялись так, как от них ожидалось. Кульминацией этой идеи стала основополагающая книга Алана Купера и др. под названием "About Face: Основы дизайна взаимодействия", в которой систематизированы и объяснены многие шаблоны проектирования, привычные пользователям компьютеров, а также предложены новые идеи, улучшающие взаимодействие человека с компьютерами.

 

К сожалению, в наши дни, куда бы вы ни зашли в Интернете, вы можете увидеть, что эти очень полезные понятия теряются.

 

Исчезновение кнопки "ОК"

Один из основополагающих принципов, широко применявшихся в приложениях с графическим интерфейсом, заключался в том, чтобы четко указать, какие действия будут предприняты, когда пользователь нажмет кнопку мыши. Если, например, пользователь открыл диалоговое окно, где ему нужно было задать несколько параметров, то всегда должна быть кнопка "ОК", которая принимала бы изменения, и кнопка "Отмена", которая их отклоняла.

 

Кнопки "ОК" и "Отмена" сыграли важную роль. Пользователь может перейти в диалоговое окно настроек, изменить множество настроек, а затем нажать "ОК", зная, что его изменения будут применены. Но часто они вносили какие-то изменения, а потом думали: “Знаешь, нет, я просто хочу, чтобы все было как раньше”. Они нажимали кнопку "Отмена", и все возвращалось на круги своя. Катастрофа предотвращалась.

 

К сожалению, этот очень понятный и простой способ ведения дел каким-то образом был утрачен при переходе к Интернету.

 

В Интернете вы часто увидите страницы настроек без кнопок "ОК" и "Отмена". Вместо этого вам нужно нажать крестик в правом верхнем углу, чтобы закрыть диалоговое окно и принять все внесенные вами изменения. Но если вы внесете изменения, а затем решите, что вам не нравится сделанное? Как вы собираетесь сбросить настройки и игнорировать то, что вы изменили? Вы не можете. В таком случае на вас, бедном пользователе, ложится бремя вспомнить, что вы изменили, и вернуть все на свои места самостоятельно. И иногда вспоминать бывает нелегко. И не дай бог, при закрытии всплывающего диалогового окна вам придется щелкнуть мышью за пределами диалогового окна, что заставит вас задуматься: “Вступили ли мои изменения в силу или нет?”

 

Нам нужно вернуть кнопки "ОК" и "Отмена"!

 

Требуется мелкая моторика мыши

Еще одно неприятное изменение - от пользователей мыши (и, что еще хуже, от пользователей сенсорных панелей) теперь требуется хирургическая точность. В какой-то момент нам стали требоваться невероятно тонкие моторные навыки, чтобы добиться успеха. Одной из замечательных функций графического интерфейса пользователя является возможность изменять размер окон и перемещать их по экрану. С появлением очень больших мониторов это стало особенно полезным. Но производители операционных систем (я имею в виду Windows) усложнили выбор размера и перемещение окон.

 

В новых версиях Windows я трачу пугающе много времени на то, чтобы подвести курсор мыши к нужному месту в углу или на краю приложения, чтобы определить его размер. Если я хочу переместить окно, часто бывает трудно найти место в верхней части приложения, чтобы щелкнуть по нему, что приведет к перемещению окна.  Раньше приложения имели очень четкую строку заголовка, которую было легко увидеть и нажать на нее. Взгляните на настройки вкладок вашего браузера прямо сейчас. Если у вас, как и у большинства из нас, открыто множество вкладок, куда бы вы направили курсор мыши, чтобы переместить окно в более удобное место?

 

Раньше эти “возможности” (термин, придуманный Доном Норманом, автором замечательной книги "Дизайн повседневных вещей") были очевидны и просты в использовании. Границы окон были толще, и их было легче “ухватить”, как и строку заголовка окна. Но, полагаю, во имя эстетики эти границы стали тонкими, как бритва, и их трудно уловить.

 

Что это вообще за приложение?

Далее, бывают моменты, когда я совсем не уверен, на какое приложение смотрю. Раньше приложение очень четко указывало свое название в строке заголовка, но теперь этого нет. Допустим вас открыт Microsoft Edge. Как бы я узнал об этом, посмотрев на приложение? Насколько я могу судить, нет никакого способа сделать это. Вам нужно зайти куда-нибудь еще, чтобы узнать, какое приложение у вас открыто. Б-р-р-р… Впрочем, мои разглагольствования о постоянном и совершенно неустранимом раздражителе, которым является Microsoft Edge, придется отложить на другой день.

 

Сейчас все стало серым

Цвет - мощный индикатор. Мы все знаем, что когда что-то красное, нам нужно быть осторожными, а когда что-то зеленое, мы можем чувствовать себя в безопасности и радоваться. Цвет в пользовательских интерфейсах также полезен. В золотой век графических интерфейсов было принято окрашивать кнопку в цвет, указывающий на то, что она активна и по ней можно кликать, и в серый цвет, когда она неактивна. Аналогично, цвета вкладок были четкими и яркими, что указывало на активность, и тусклыми и серыми, когда они неактивны.

 

Но в какой-то момент дизайнеры, похоже, решили, что серые и черные цвета - это “чистые и классные” цвета, и перестали использовать четкие и различимые цвета для обозначения границ или обозначения статуса. Я даже видел интерфейсы, где темно-серый обозначал “выбран”, а светло-серый - “не выбран”. Посмотрите, серый никогда не бывает “выбран” или “активен”. Синий выбран или активен. Или зеленый. Серый не выбран.

 

Я думаю, что дизайнеры правильно поняли, что серый цвет действительно предпочтительнее черного, а затем перестарались с этим, решив, что “серый цвет везде выигрышен!” Но серый цвет просто не предпочтительнее, знаете ли, других цветов.

 

Круто выглядеть - значит выигрывать

Меня огорчает, что в сознании разработчиков приложений и операционных систем “круто выглядеть”, похоже, стало предпочтительнее, чем “быть полезным”. Программные приложения должны быть простыми в использовании. Я должен иметь возможность делать то, что хочу, не испытывая при этом трудностей и не задаваясь вопросом: “Что только что произошло?” Отличное приложение просто работает и не требует от меня размышлений или чтения руководства, чтобы все получилось. Форма важна, но жертвовать функциональностью ради формы и дизайна - это большая ошибка.

 

Ладно, я согласен, это – «проблемы первого мира». Но я нахожу эту эпидемию плохого удобства использования очень раздражающей и разочаровывающей. Раньше мы добивались большего.

 

Мнение Ника Ходжеса опубликовано на Infoworld.com


0


Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...